Законопроект о блокировке "зеркальных" сайтов необходимо принять в весеннюю сессию 2017 года

[xfvalue_newspict]

Мария Шувалова

Законопроект о блокировке "зеркальных" сайтов необходимо принять в весеннюю сессию 2017 года
Существование дублеров сайтов, которые содержат запрещенную к распространению в России информацию либо контент, размещенный с нарушением авторских или смежных прав, приводит к тому, что так называемый "антипиратский" закон не исполняется в полном объеме, считает председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. По его словам, поправки, позволяющие блокировать так называемые "зеркальные" сайты без повторения всей процедуры ограничения доступа к интернет-ресурсу, должны были быть приняты в рамках весенней сессии текущего года, однако пока соответствующий законопроект даже не внесен в Госдуму. "Это никак не способствует улучшению ситуации с авторскими правами. Мы надеемся, что Правительство РФ сможет в ближайшее время внести этот законопроект. Мы подождем еще январь, и если этого не произойдет, то в феврале комитет возьмет на себя инициативу и сам внесет документ, чтобы он был принят в весеннюю сессию", – заявил глава профильного думского комитета в ходе состоявшейся вчера в "Парламентской газете" пресс-конференции.

Отметим, что предусматривающий внесение соответствующих изменений в законодательство законопроект1 был размещен Минкомсвязью России для общественного обсуждения в апреле текущего года. Согласно документу на основании судебного решения о блокировке исходного сайта может быть выдан судебный приказ об ограничении доступа к производному сайту. Под производным сайтом предлагается понимать имеющий сходное наименование и (или) отображение интернет-сайт, созданный в результате перемещения, полного или частичного копирования информации исходного сайта либо перевода информации с одного языка на другой, или сайт, автоматически перенаправляющий пользователя на исходный или другой производный сайт.

Однако Минэкономразвития России дало на законопроект отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия. В нем указано, в частности, на неопределенность формулировок, из которых непонятно, какое наименование или отображение сайта может быть признано в полной мере сходным, какой объем информации будет достаточным для признания сайта частично копирующим или включающим содержимое исходного сайта. Также в заключении отмечается, что разработчики проекта не предусмотрели ситуацию, когда производный сайт содержит, помимо противоправного дублированного контента, незапрещенную оригинальную информацию. В таком случае доступ должен ограничиваться не к ресурсу в целом, а к части размещенного контента, подчеркивает министерство. Более того, оно считает нецелесообразным использование в этой сфере судебного приказа, так как он применяется для обеспечения исполнения бесспорных требований о взыскании или об истребовании денежных сумм или движимого имущества (ст. 121 ГПК РФ). Надо полагать, что в связи с наличием таких существенных замечаний законопроект будет дорабатываться.

Как отразить в бухгалтерском учете затраты на приобретение доменного имени? Ответ – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
Получить доступ

Кроме того, Леонид Левин обозначил, какие из уже внесенных в Госдуму законопроектов, затрагивающих сферу информационных технологий, должны рассматриваться в первоочередном порядке. Это, в частности, законопроект2 об онлайн-кинотеатрах – аудиовизуальных сервисах, предоставляющих пользователям контент за плату или при условии просмотра рекламы. Документом предусматривается, во-первых, что ресурсы, на которые ежедневно в течение месяца заходят более 100 тыс. находящихся на территории России пользователей, а также ресурсы, предназначенные преимущественно для пользователей конкретного региона, с ежедневной посещаемостью более 20 тыс. человек должны включаться в специальный реестр. Во-вторых, предполагается ограничить долю иностранного участия в организации этих сервисов. Так, иностранное государство, международная организация, иностранное юридическое лицо, а также российская организация, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20%, иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин РФ, имеющий второе гражданство, смогут быть организаторами подобных сервисов, только если такая возможность предусмотрена международным договором или по решению Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Также предлагается установить обязанность организаторов таких ресурсов по соблюдению законов о праве на забвение и классификации и маркировке размещаемого контента в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Еще один документ – правительственный законопроект3 о безопасности критической информационной инфраструктуры РФ, то есть совокупности информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей госорганов, а также тех систем и сетей, которые функционируют в области здравоохранения, транспорта, связи, энергетики, кредитно-финансовой сфере, оборонной, топливной, атомной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности. Под безопасностью этой инфраструктуры предлагается понимать такое состояние защищенности, при котором проведение компьютерных атак не приведет к нарушению или прекращению ее функционирования. Помимо определения терминов, документ устанавливает права и обязанности субъектов указанной инфраструктуры и полномочия органов власти в сфере обеспечения ее безопасности. Отметим, что в Госдуму внесен и законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ.

Напомним, обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры отнесено новой Доктриной информационной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646) к важнейшим национальным интересам.


© sitename.ru. Использовать материал можно только с разрешения редакции.